Завершившиеся в Петербурге выборы губернатора инициировали новый виток стратегических дискуссий о развитии города в средне– и долгосрочной перспективе. «ДП» спросил предпринимателей о том, чего ждут от городской власти они, владеющие и управляющие бизнесом в Северной столице. У многих, как выяснилось, все хорошо, а у многих — серьезные вопросы. Речь шла о том, что необходимо запретить, разрешить, ускорить и пролоббировать, — и внезапно оказалось, что далеко не все готовы формулировать будущее — по крайней мере публично.
В общем виде цели и задачи развития Петербурга на ближайшие годы давно известны: в 2018 году принята Стратегия развития до 2035–го. Абсолютно не секретная, она широко пропагандируется в массах, охватывает все этапы жизни горожанина — «от пеленки до савана», попутно вовлекая в перспективы роста бизнес во всех сферах от малого до международного.
Возможно, именно из– за наличия масштабного плана бизнес–сообществу важны, скорее, тактические вопросы, связанные с каждодневной работой. Есть функциональные нюансы (налоги, дизайн, согласования, логистика), но в целом бизнес хочет одного. Вернее, трех базовых китов своего благополучного развития. А именно: стабильности, порядка и открытости. Говоря проще, предприниматели очень хотели бы иметь возможность планировать хотя бы на среднесрочную перспективу, без внезапных разворотов курса власти и допограничений.
Суть расхождения позиций бизнеса и власти в России — на стыке де–юре установленного и де–факто происходящего. Мнения и желания могут кардинально разниться, а цели обычно сводятся к экономической эффективности разного масштаба. Можно требовать скрупулезного соблюдения закона или бесконечно спорить о его бессмысленности на фоне сложившегося положения дел, но в обоих случаях добиться желаемого не так просто.
В контексте
Сейчас мир быстро меняется: не только технологии, но и экономика, и политика, и даже климат. Есть ведь предсказания о том, что Петербург через 50 лет вообще уйдет под воду, если таяние ледников продолжится. Так что мы находимся в очень неустойчивой точке развития и дальше, чем на 20 лет вперед, загадывать нет смысла. В такой перспективе изменения видятся следующие.
Первый тренд — рост популярности удаленной работы. Это значит, что в Петербурге может жить большое число людей, которые работают в других местах, и наоборот, что люди, которые живут далеко, смогут работать в Петербурге. Конечно, нам интересно, чтобы реализовывался первый сценарий, а не второй: чтобы в Петербурге жили компетентные специалисты, которые будут трудиться на весь мир. Для этого нужна развитая и комфортная городская среда. Наши плюсы — большой красивый город с хорошей инфраструктурой. Очевидный минус — питерский климат, который с Таиландом не сравнишь.
Во–вторых, будет расти значение Петербурга как студенческого города. Студенты всегда выбирают места, где есть баланс между стоимостью проживания и качеством образования, и у нас с этим все очень неплохо. Но, чтобы выиграть эту борьбу, нужно осознать, что конкурируем мы уже не с московскими университетами, а с Хельсинки, Таллином и другими европейскими столицами.
Что касается технологических изменений, через 20 лет вопросы, связанные с цифровой средой обитания, будут решены. Любые транзакции можно будет делать в цифровой среде, а сфера ЖКХ будет полностью автоматизирована. Вряд ли над городом появятся летающие такси — это все–таки потребует колоссального изменения инфраструктуры, а у нас до сих пор над Невским нависают провода. Но очень вероятно, что транспорт станет беспилотным и появятся новые поколения высокоскоростных поездов, которые ускорят сообщение с пригородами. В результате все больше людей будут выбирать для жизни зеленые коттеджные поселки.
Но ключевая задача — чтобы город был не только с умной системой ЖКХ, но и с умной экономикой. В худшем раскладе город останется кузницей кадров, которые потом будут уезжать в США, Европу и Китай. В лучшем — люди будут оставаться тут. Ведь у нас город с огромным количеством промышленных предприятий, на которых мы можем разрабатывать и пилотировать технологии, как это уже начал делать Кировский завод. Мне бы хотелось видеть Петербург неким инкубатором, который торгует инновациями с выгодой для себя. И главное — не только физически, но и ментально близким к Европе.
Рестораторы города ждут изменений в сфере согласования и оформления документов. Примером может послужить опыт Москвы, где ввели унифицированный подход к оформлению всех документов на установку летних веранд. Даже департамент торговли и услуг города Москвы издал книгу, где представлены все варианты размещения. Самое главное, что все предоставляется бесплатно и в бессрочное пользование. Мы ожидаем, что московский положительный опыт будет внедрен каленым железом и здесь. В этом и будет развитие — регламентированное расширение площади ресторанов. А чтобы не распыляться, нужно начать хотя бы с одного нововведения. Конкретный пример — это опыт Москвы, который без особых проблем можно применить в таком же мегаполисе.
ЛЕОНИД ГАРБАР,
президент Федерации рестораторов и отельеров Северо–Запада
Хорошо бы систематизировать вопрос замены воздушных линий связи на подземные, потому что еще при Полтавченко этот вопрос решался без участия телеком–сообщества, кулуарно. Второе — в городе огромное количество управляющих компаний и так называемых прокладок, взимающих деньги за допуск операторов в дома. Борьба с этим потихоньку идет, но никак не закончится. Третье — разбивать конкурсы на телеком–услуги на как можно меньшие размеры, по районам или по муниципалитетам. В конкурсах на миллиард рублей ни о какой конкуренции речи не идет. Еще город мог бы активнее привлекать телеком– и IT–сообщество к разработке сервисов для города — биг–дата, биометрия и так далее.
ДМИТРИЙ ПЕТРОВ,
основатель "Комфортел"
Наши ожидания сконцентрированы в области построения эффективного взаимодействия и диалога, которого, к сожалению, нет. В идеале должна сложиться практика, когда стратегия развития Петербурга учитывает и долгосрочные планы бизнеса, не только госкорпораций, но и инвесторов. А стратегия развития компании учитывает цели и задачи правительства города. Бизнес формирует средне– и краткосрочные планы, опираясь на собственную аналитику и экономические показатели. Здесь высокая степень погрешности, особенно в России, велика непредсказуемость законодательного регулирования. Можно предусмотреть любые тренды, колебания валют и действия конкурентов на рынке, но крайне сложно — изменения законодательного регулирования и появление новых барьеров. И в этой части правительство Петербурга может нам помочь, в том числе не вводя дополнительные ограничения и не ужесточая регулирование в рамках своих полномочий.
ИРИНА ФЕДОРОВА,
старший директор по работе с органами государственной власти региона Восточная Европа компании «Балтика»
Ретейлеры ратуют за сокращение ночного запрета продажи алкоголя в розницу. Допвремя для легальных продаж ответственных предпринимателей позволит вытеснить с рынка фальсификат и нелегальные продажи. Поправки создадут дополнительную мотивацию для добросовестных держателей лицензий, приведут к значительному оздоровлению конкуренции. Эту инициативу особенно поддерживают малые субъекты рынка, так как за последние полтора года испытывали существенные нагрузки со стороны регуляторов и осуществляли инвестиции: внедрение ЕГАИС, приобретение и установка онлайн–касс, ветеринарных электронных сертификатов «Меркурий».
ОЛЬГА ВОЛКОВА,
председатель комитета по торговле СПбТПП
В условиях низкой (по сравнению с другими видами недвижимости) маржинальности отелей для инвестора необходимы продуманные механизмы повышения привлекательности вложений в этот сегмент. Пока на уровне федерального законодательства вкладываться в жилье и ТЦ куда выгоднее и безопаснее, чем в отели. Однако на ситуацию могут повлиять региональные уточнения. Кардинально улучшить туристический климат Петербурга способно превращение Пулково в международный хаб. Чтобы де–факто стать полноценной европейской city break дестинацией, мало упростить условия въезда — необходимо связать Петербург прямыми перелетами с приоритетными рынками экспорта туруслуг. Пока Пулково по перевозкам не конкурирует не только с аэропортом Хельсинки, но и со столичными хабами.
КРИСТИНА КУЗНЕЦОВА,
генеральный менеджер Domina Prestige St. Petersburg
Первое, чего хотелось бы, — это остановки работ на объектах культурного наследия, которые мы можем потерять буквально на днях, таких как Шуваловский дворец, часть которого планируется снести. И чтобы власть пересмотрела свой взгляд на крупные масштабные проекты очень влиятельных людей в Петербурге. Нынешний подход к реставрации зданий и благоустройству совсем не подходит нашему городу, он является низкоквалифицированным. На мой взгляд — тут я, конечно, могу только за себя говорить, — руководством КГИОП сейчас движут вовсе не интересы наследия.
АННА КАПИТОНОВА,
член президиума петербургского отделения ВООПИиК
Мы с нетерпением ждем городской программы помощи бездомным и профилактики бездомности. Сейчас формируется рабочая группа по ее подготовке. Надеемся, что реализация начнется уже в январе. С нашей стороны будем предлагать включить в нее: 1. Создание городского приюта для оказания первичной социальной помощи на 100 мест. 2. Создание приюта, где бездомные инвалиды могли бы жить, пока соцработники помогают устроиться в интернаты. 3. Ремонт здравпункта при больнице Боткина, увеличение его штата. 4. Организацию в холодные месяцы пунктов обогрева во всех районах, где бездомные могли бы бесплатно, не предъявляя документы, переночевать в тепле. 5. Изменение регламента работы городских домов ночного пребывания. Целью и показателем качества их работы должна быть ресоциализация.
ГРИГОРИЙ СВЕРДЛИН
директор благотворительной общественной организации «Ночлежка»
Мы бы приветствовали инициативы по точечным улучшениям норм промышленной безопасности, которые в России немного устарели, из–за чего петербургские промпредприятия начинают проигрывать иностранным конкурентам. Также хотелось бы видеть дальнейшее развитие в городе инфраструктурных проектов. В целом нашу компанию во взаимодействии со Смольным все устраивает. Поддержан проект масштабной реконструкции ПНТ за 6,5 млрд рублей. От городской власти ждем стабильности, преемственности и отсутствия большого количества нововведений.
МИХАИЛ СКИГИН
председатель совета директоров Петербургского нефтяного терминала
Петербург год от года становится все красивее, современнее и комфортнее для жизни. ЗСД и КАД во многом решили проблему транспортного коллапса, от которого город задыхался. Стадион «Газпром–арена» стал одной из самых популярных по посещаемости достопримечательностей города. Но в городе еще много проблем, которые предстоит решить. Властям Петербурга я бы пожелал продолжать работать над улучшением инфраструктуры города — препятствовать огульной застройке промзон, создавать новые парковые зоны, ремонтировать старые дороги и прокладывать новые. Самое главное — поддерживать баланс дальнейшего развития Петербурга и не сворачивать уже действующие социальные программы. Увеличить бюджетные ассигнования на медицину, пенсионное обеспечение, образование. Четко выполнять финансовые обязательства по срокам и объемам перед подрядчиками.
ГЕННАДИЙ ВЕТРОВ
гендиректор — председатель правления Энергомашбанка
На самом деле хочется простых вещей — лояльности и неизменяемых правил игры. Сейчас каждый раз, когда начинаешь новый проект, особенно большой, ты не знаешь, как и когда поменяются ПЗЗ, Генплан, региональные нормы. И в итоге большая часть работы оказывается в корзине. Это очень сильно мешает работе.
АЛЕКСАНДР ЛЕЛИН
генеральный директор «Главстрой Санкт–Петербург»
Хочется, чтобы власти перестали трактовать законы, а начали исполнять то, что в них написано. А то сейчас законодательство не меняется, а его трактование постоянно меняется.
ИГОРЬ ВОДОПЬЯНОВ
Совладелец УК "Теорема"
Мы рассчитываем, что власть сохранит взятый курс на повышение эффективности промпредприятий и создание наукоемких производств, что открыло бы нам перспективы для трансфера технологий, модернизации объектов. Производству необходимы условия для развития: уменьшить налоговую нагрузку, чтобы высвободить средства на перевооружение и реконструкцию; доступ к специальным кредитным продуктам или другим инвестинструментам. Такие программы есть, но осложнены рядом трудновыполнимых критериев, что сводит к минимуму их пользу и возможности предприятий выйти на новый уровень инновационности, технологичности и т. п. Многих пугает бюрократическая волокита.
АЛЕКСАНДР СИРЧЕНКО
первый заместитель генерального директора АО «ЭлТех СПб»
Источник
Деловой Петербург