Колясочная - далеко не главный фактор, влияющий на решение о покупке квартиры в строящемся доме. Однако она уже стала элементом формирования комфортной среды проживания и положительного имиджа застройщика.
Колясочная относится к нежилым помещениям общего пользования и принадлежит всем жильцам дома. Название не совсем верно отражает суть: здесь можно хранить, помимо детских колясок, также спортивный инвентарь - велосипеды, санки и пр. Располагаются колясочные или на первом этаже дома, или для них определены места на каждом этаже. Как правило, под них отводится 8-18 кв. м.
Когда-то для санок и колясок жильцы использовали помещения под лестницами. Затем, в эпоху типовых домов, больших пространств на лестницах и под лестницами не осталось. В новой истории места под колясочные сначала выделяли застройщики жилья высокого ценового сегмента, однако постепенно идея распространилась и в массовой застройке.
"Я думаю, что еще лет 10-12 назад в жилищные проекты стали включать колясочные. Возможно, даже и раньше - 15 лет назад - в домах бизнес и премиумкласса. А потом застройщики поняли, что эта опция везде востребована, поскольку не всегда используется в принципе или используется, но не по назначению. Поэтому, пожалуй, нет какой-то "памятной даты", с которой можно начать отсчет появления колясочных в новых проектах", - говорит директор по развитию, партнер маркетплейса недвижимости "М2Маркет" Роман Строилов.
Не повод для покупки
Существование колясочной - элемент комфортной среды, особенно для жильцов с маленькими детьми, однако само по себе на выбор квартиры оно не влияет.
"Наличие такого помещения напрямую не сказывается на цене жилья и на принятии решения о покупке недвижимости в конкретном проекте, но повышает его привлекательность в глазах потенциальных покупателей. Так, во всех наших новостройках есть колясочные. Они располагаются на первом этаже, рядом с лифтом. Их метраж зависит от класса объекта. В проектах бизнес-класса они более просторные, чем в новостройках комфорт-класса", - рассказывает директор по развитию Компании Л1 Надежда Калашникова.
С ней согласен Роман Строилов. Он отмечает: о колясочных люди вспоминают, когда семья уже заселилась в новый дом и мама первый раз с коляской выходит на улицу. "Наличие колясочной никак не будет влиять на конечную стоимость квартиры, потому что продаются квадратные метры. И девелоперу не хочется отдавать жилые площади под колясочные", - добавил он.
Повод для конфликта
Колясочные, по меткому выражению экспертов, - это "общее имущество жильцов, которое они никак не могут поделить".
Назначение помещений указывается в строительных нормах, отмечают специалисты Delologistic.ru. Этот документ, согласно Градкодексу, применим для проектирования, а эксплуатация дома регламентируется другими документами. Эксперты делают вывод: если назначение колясочной определено проектной документацией дома, то функционал очевиден. Но если в проекте это четко не оговаривается, помещение может использоваться по-разному.
Известно довольно много случаев, когда возникали конфликты между владельцами колясок и велосипедистами: каждый отстаивал свои права на колясочную. Но такие конфликты хотя бы можно разрешить внутри дома. Гораздо сложнее ситуация, когда отдельные умельцы умудряются приватизировать или присвоить общедомовое имущество. В этом случае конфликт интересов разрешается долго и сложно.
Европейская практика
Колясочные оборудованы во многих странах Европы, но далеко не всегда они - обязательное помещение в доме. Они есть во многих домах в Швеции, Финляндии, Польши. "Европейский опыт в данном вопросе сильно зависит от конкретно взятой страны. В скандинавских странах зачастую колясочных вообще нет, так как жильцы все оставляют у входа - и коляски, и велосипеды", - отмечает Роман Строилов.
"В большинстве многоквартирных домов в Европе для хранения колясок и спортинвентаря используются подвальные помещения. Там же обычно находятся кладовые, общественные прачечные, а в Северной Европе - еще и сауны", - добавляет Надежда Калашникова.
В соседней Финляндии, например, иной подход к функционалу площадей в принципе. Если строится дом с небольшими квартирами, где совмещены комната с кухней и ванна с туалетом, то жильцы непременно получают в пользование просторные кладовые в первом или подвальном этаже. Здесь можно хранить все, что у нас принято складировать на балконе, в коридоре, на антресолях и в других местах.
"Честно говоря, такое отношение к детям, как в нашей стране, редко где можно встретить. И по большому счету, вопросами устройства колясочных в домах нигде специально не озадачиваются", - отмечает Роман Строилов.
МНЕНИЕ
Роман Строилов, директор по развитию, партнер маркетплейса недвижимости "м2маркет":
- Если мы говорим о многоэтажном доме, то и колясочная потребуется внушительных размеров. На этих метрах выгоднее продать квартиры или "коммерцию". Выделять большое пространство для таких помещений экономически просто неоправданно. И надо понимать, что вместе с колясочными появляется необходимость обеспечить в них сохранность оставленного имущества. Современная хорошая коляска стоит 50-60 тыс. рублей. И многие предпочли бы их не оставлять в колясочной, а поднять на лифте и хранить "под боком", на лестничной площадке.
Дмитрий Ефремов, руководитель аналитического центра "Главстрой Санкт-Петербург":
- Опция отдельной колясочной или велосипедной, как правило, имеет ценность в сочетании с проработанными и стильными общественными пространствами жилого дома. Именно комплекс предлагаемых опций может повлиять на решение о покупке квартиры в классе "комфорт" и выше, а также на стоимость лота.
Сергей Степанов, директор по продажам компании "Строительный трест":
- Колясочные, которыми могут пользоваться все жильцы дома, являются лишь одной из составляющих комфортной жилой среды, благодаря которым в ЖК решается сразу несколько проблем. Прежде всего, это удобство. Молодым родителям после прогулки с маленькими детьми не нужно тащить коляски-трансформеры к себе в квартиры, где их также нужно где-то хранить; подросткам (да и взрослым людям) без надобности поднимать велосипеды. Если семья предпочитает активный туризм, то в колясочной можно хранить и специальный инвентарь. Кроме того, чем меньше крупногабаритных вещей жильцы будут перемещать в холлах, лифтах, коридорах, тем сохраннее будет общедомовое имущество и места общего пользования. Наконец, пользуясь колясочной в подъезде, семья перестает использовать лоджию в качестве склада, а организует на ней пространство для отдыха или зимний сад.
Автор: Петрова Лариса
Источник
Строительный еженедельник