Рост цен и изменения в программе льготной ипотеки привели к тому, что качели спроса на жилье вновь качнулись в сторону Ленобласти. За ними активизировались и девелоперы: в соседнем регионе земли больше и она дешевле. Обострение конкуренции пошло на пользу областным проектам — сейчас в них можно найти почти все опции, что есть в городе, но заплатить по-прежнему меньше. О том, как меняется застройка в агломерации и есть ли надежды на решение главного вопроса — транспортной доступности, — говорили участники круглого стола «Фонтанки».
«Рынок масс-маркета зимой 2024 года продолжает тенденцию 2023-го на снижение спроса и наращивания темпов строительства за счет уже реализуемых объектов, а не новых проектов, — продолжил Дмитрий Ефремов, начальник управления продуктового менеджмента и маркетинговых исследований «Главстрой Санкт-Петербург». — Объем предложения по Петербургу и Ленобласти в конце 2023-го более чем на 20% превышал аналогичный показатель конца 2022 года, что говорит о замедлении спроса с учетом реалий денежно-кредитной политики ЦБ».
Эксперт уверен, что предложение продолжит движение, которое наметилось в 2022 году, в сторону областных земель, где удается балансировать с невысокой ценой на квартиры. Более низкая стоимость реализации требует оптимизации себестоимости, а значит речь будет идти о том, что жилые комплексы на удалении от города по своим характеристикам будут относиться, скорее, к классу эконом, хотя позиционирование и ряд характеристик может соответствовать комфорт-классу.
Он также заметил, что в структуре спроса уже не первый год наблюдается паритет спальных районов и территорий за КАД: потребитель продолжает активно сравнивать и приобретать оптимальные варианты с оглядкой на социальную и коммерческую инфраструктуру, однако большую роль в спросе играет ценовой фактор: для кого при выборе жилья этот показатель наиболее критичен, вероятнее всего, остановятся на квартире в области. Он добавил, что некоторые покупатели сознательно выбирают жилье вдали от городской суеты. Правда, и в этом случае можно найти предложения и в черте КАД — например, в Лахте, Юнтолово, Шувалово.
Востребованность жилья за городом напрямую связана с его транспортной доступностью — ведь жители таких районов часто ездят на работу в Петербург. А значит, решение транспортного вопроса находится на стыке двух регионов, и многое зависит от взаимодействия властей.
«Потенциал любого жилого проекта базируется на нескольких факторах. Первый — его местоположение относительно транспортной инфраструктуры, — комментирует Дмитрий Ефремов. — Станция метро в шаговой доступности и наличие крупных транспортных артерий рядом в разы увеличивают ликвидность в сравнении с жилыми комплексами, до которых необходимо добираться несколькими видами транспорта».
Точками притяжения спроса, по его словам, помимо «близости подземки» являются расширенная инфраструктура района (социальная, транспортная, развлекательная), социальная однородность и окружающая среда, в том числе парковые и другие зеленые зоны. Именно, исходя из влияния этих факторов, будет идти развитие девелопмента.