Всем пятёрка? Как изменились школы Петербурга с советских времён

Новых школ появляется в городе не так много, как хотелось бы, но меняются они кардинально.

С образовательными учреждениями в Северной столице ситуация неоднозначная. В центре города школы готовы принять всех и даже больше, в развивающихся районах мест за партами не хватает. Число новых учебных заведений растёт не так быстро, как хотелось бы, хотя сами они становятся гораздо более комфортными. Разбираемся в вопросе.

Сдаём нормативы

Многие горожане уверены, что причина недостатка школ в стремительно растущих пригородах – в нежелании застройщиков тратиться на развитие инфраструктуры. На самом же деле социальная нагрузка бизнеса рассчитывается в соответствии с региональными нормами градостроительного проектирования, объясняет Metro Ян Фельдман, директор по маркетингу ГК "Ленстройтрест". Единых требований не существует.

– Всё зависит от индивидуальных требований к проекту, особенностей локации, статуса земельного участка, условий заключённых договоров между застройщиком и властями, – продолжает эксперт. – Но, подавая документы для получения разрешения на строительство, застройщик уже знает, сколько и какую "социалку" надо построить.

Если дом возводится в районе со сложившейся застройкой (допустим, в типичных питерских "спальниках"), то дело может ограничиться обустройством детской площадки: школ и садов в округе достаточно. В случае комплексного освоения территории, когда корпуса возводятся в чистом поле, без создания качественной инфраструктуры, включающей детские сады, школы, поликлиники, пожарное депо и даже новые дороги, девелоперу не обойтись.

– Количество детских садов и школ, которые нужно построить, их этажность и вместимость зависят от жилой площади проекта, – поясняет Ян Фельдман.

П или всё-таки У?

Что касается архитектурного решения, то здесь в процесс включаются не только нормативы, но и себестоимость проекта. Один из вариантов – возвести типовой социальный объект. Для этого даже существует специальный реестр. Это дешевле, но не значит хуже: типовая школа также может быть красивой и современной. Такая модель точно подходит для новых проектов вне существующей застройки. В противном случае школы и сады надо адаптировать под имеющиеся условия.

– Например, конфигурация участка позволяет построить здание только в определённой форме (каре, буквой "п" или "у") и другие варианты "вписать" не получится, – приводит пример Фельдман. – Но и строить стандартное здание тоже не хочется, ведь индивидуальный проект всегда получается более интересным.

Тройка по истории

По мнению экспертов, существующие критерии проектирования социальных объектов устарели. Упор по-прежнему делается на количество метров на человека и инсоляцию. Удивительно, но эти требования были приняты в далёком 1959 году. Более того, со стороны кажется, что типовые образовательные учреждения в принципе не особо изменились со времён Ленинграда: те же 800 человек в среднем на школу. На самом деле это не так.

Во-первых, в районах массовой застройки значительная часть новых школ проектируется из расчёта в 1–1,3 тыс. учащихся, рассказывает Евгений Ортин, маркетолог-аналитик СРО А "Объединение строителей СПб".

– И эта установка последних лет связана как с накопленным дефицитом мест, так и с дефицитом и дороговизной земельных участков под строительство социальной инфраструктуры, – отмечает эксперт.

Во-вторых, Министерство строительства в 2019 году смягчило требования к этажности образовательных учреждений. Теперь можно строить школы в 5 этажей (советский стандарт  – четыре).

Как хорошо, что ты пришёл!

Наконец, не стоит забывать о конструктивных новшествах и наполнении учебных заведений: они не чета старым типовым.

– Современные школы стали более просторными, вместительными, светлыми, – комментирует Дмитрий Калинин, директор проекта "Северная долина". – Проектировщики тщательно продумывают, как ученики младших и старших классов будут перемещаться по школе, потоки аккуратно разделяются. Сильно шагнули вперёд технические решения для обеспечения безопасности всех процессов в школе. Учебные классы, лаборатории оборудуются по последнему слову техники, строятся стадионы и бассейны.

Следующее отличие современных зданий – доступная среда, говорит Надежда Виролайнен, главный архитектор проектов ООО "КВС-ЮГ". Для людей на инвалидных колясках предусмотрен доступ на каждый этаж школы или садика.

– В зданиях устанавливаются подъёмники и лифты, проходы становятся шире, наносится специальная тактильно-визуальная разметка, – детализирует Дмитрий Калинин.

Кроме того, заметно отличается и дизайн фасадов новых учебных заведений от традиционных и скучных советских. Сегодня застройщики творчески подходят к оформлению школ и детских садов, делают их красочными и стильными.

– К примеру, на ярком разноцветном фасаде одного из детских садов ГК "КВС" нарисованы птицы и облака, а также нанесена надпись "Как хорошо, что ты пришёл". Это будет создавать радостное настроение у маленьких жителей, которые утром идут в детский сад, – подытоживает Надежда Виролайнен.

В новых школах есть бассейны и удобные спортивные залы. В новых школах есть бассейны и удобные спортивные залы."Главстрой Санкт-Петербург"

Нина Петрова

Источник

Metro